АНТИГУМАННОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ
Сегодня тема секса в России переполнила СМИ – радио, телевидение, Интернет и городскую рекламу… Секс, не ограниченный никакими нормами морали, стал не то что главной приметой – всеобщим культом публичной коммуникации. На каждом шагу всех прямо или косвенно убеждают, что для физического и психического здоровья необходимы не половая воздержанность, как это считалось испокон веков, а, наоборот, половая раскрепощённость, не имеющая чёткой границы с распущенностью.
Повсюду – на уличных рекламных щитах, на стенах домов, торговых вывесках, в метро и транспортных средствах можно увидеть изображения и надписи с сексуальным и транссексуальным подтекстом или откровенные и грубые демонстрации обнажённых или полуобнажённых тел. Особенно злоупотребляют этим Интернет и телевидение. В Интернете изобилует анимационная реклама, нацеленная на сексуальное возбуждение (оголённое тело, откровенные позы и жесты), не говоря уже о том, что зачастую, против воли пользователя, в поисковые системы вторгаются пиратские сайты с самой скверной – детской, садомазохистской и даже зоофильной порнографией. Многие каналы российского телевидения (ТНТ, РенТВ, МузТВ, «Дамский» канал и др.) практически специализируются на теме секса. Например, на РенТВ в ночное время в течение многих часов можно наблюдать разнообразные сексуальные представления и изощрённые половые акты, включая сцены группового секса.
Таким образом, от сексуальности больше не требуют быть интимной, замкнутой в сфере частной жизни. В значительной мере она стала публичной, её выставляют напоказ и старательно навязывают, в результате чего из украшения интимной жизни она превратилась в нравственное уродство, катастрофически загрязняющее общественную среду.
При всей своей гипертрофированности бесстыдная сексуальность почему-то не стала объектом пристального изучения. Увы, как нежелательная тема она выпадает из поля зрения учёных. А вот у циничных дельцов масс-медиа, сотрудничающих с не менее циничными и невежественными политиками, она выходит на первое место как важная статья дохода и эффективный рычаг манипулирования массами. Стимулируя нездоровый сексуальный интерес посредством порнографии и порно-литературы, недалекие политики и СМИ наносят непоправимый вред населению, в особенности детской и юношеской психологии и морали. И речь идёт уже не столько о привычке молодёжи к нездоровому времяпрепровождению и появлению зависимости от неестественных сексуальных удовольствий, сколько о серьёзной опасности массового оглупления в результате дефектного развития сознания и умственных способностей молодёжи.
Исследования показывают: неограниченный секс связан с девиантностью
Для опытной проверки предложенной гипотезы были использованы результаты анкетирования учащихся С.-Петербургского индустриально-судостроительного профессионального лицея № 116 с относительно высокой девиантностью поведения.
Исследованная выборка насчитывала 109 юношей в возрасте от 15 до 21 года. Около 40 % из них проживали в общежитии, где 75 % составляли воспитанники детдомов.
Сначала определялись различные показатели по отдельным видам девиантности (сквернословие, отсутствие стыдливости, наркотропизм, алкоголизм, курение) и суммарный показатель общей нравственной деформации. Затем попарно определялись коэффициенты корреляции между показателем одной из крайних форм проявляющейся публично сексуальной безнравственности, или сексуальной вольности (ненормативности, раскрепощённости, распущенности) и остальными показателями девиантности.
Показатель сексуальной вольности определялся в баллах по трём вариантам отношения к проституции: осуждение (-1), не осуждение (0) и одобрение (1), – аналогично тому, как определялись другие показатели в отношении соответствующих вредных привычек и предпочтений. В результате были получены значения корреляции между публичной сексуальной вольностью и такими проявлениями девиантности, как:
1. общая нравственная деформация (сквернословие, курение, потребление алкоголя и наркотропизм вместе) – 60 %;
2. сквернословие – 29 %;
3. отсутствие стыдливости (публичная демонстрация интимных отношений, интерес к эротике и порнографии) – 23 %;
4. наркотропизм (одобрительное или снисходительное отношение к распространению и потреблению наркотиков) – 26 %;
5. алкоголизм (интенсивное потребление алкоголя) – 35 %;
6. курение – 15 %;
7. эгоизм – 13 %.
Полученные результаты свидетельствуют о высокой корреляционной связи (60 %) между показателем сексуальной вольности, определяемым по отношению к проституции, и суммарным показателем социальной деформации личности, определяемым по сумме вредных привычек, включая сквернословие, табакокурение, интенсивное потребление алкоголя и снисходительное или одобрительное отношение к наркопотреблению. Достаточно чётко проявилась и прямая связь (порядка 20 – 30 %) между сексуальной вольностью и сквернословием, алкоголизмом и наркотропизмом – по отдельности. Менее существенной оказалась связь «секспубличности» с курением и эгоизмом, тем не менее, она была положительна и постоянна – на уровне 15 %.
Для сравнения определялись и коэффициенты корреляции по отдельным парам алкогольных предпочтений:
1. потребление пива и потребление вина – 29 %;
2. потребление пива и потребление водки – 45 %;
3. потребление пива и потребление вина и водки – 43 %;
4. менее заметно, но стабильно проявилась связь между курением и сквернословием – 17 %.
Следует учитывать, что алкогольная реклама, особенно реклама пива, в такой же мере, как и реклама секса, нацелены на подавление социально ответственного сознания, при том, что публичный секс гораздо меньше осуждается обществом, чем алкоголизм. И хотя иногда говорят о пользе пива за счёт замещения им более крепких алкогольных напитков, – результаты исследования убеждают в обратном: пиво не ограничивает, а стимулирует потребление вина и водки, усиливая алкогольную зависимость. Параллель между публичной сексуальностью и алкоголем не случайна. Очевидно, подобно тому, как пиво не замещает, а стимулирует потребление более крепкого алкоголя, – любые, даже на первый взгляд невинные публичные проявления сексуальности способствуют развитию склонности к нарушению социальных норм и приобретению социально вредных привычек.
Выполненный нами ранее системный анализ проявлений наркотропизма (одобрение или снисходительное отношение к распространению и потреблению наркотиков) на фоне других форм девиантности (сквернословие, половая вольность, табакокурение и алкоголизм) – в той же выборке учащихся Лицея № 116 – позволил определить общие закономерности их взаимовлияния 13.
Выяснилось, что потребление наркотиков, как и алкоголя, не проявляется самостоятельно, отдельно от других вредных привычек. Им обязательно предшествует или сопутствует менее тяжёлая, но более распространенная нравственная деформация, исполняющая роль проводника. В исследуемом наборе основных форм девиантности в роли обязательного проводника, как для наркотической, так и алкогольной зависимости, проявились сквернословие и половая вольность, к которым очень часто присоединяется табакокурение. В результате получилась система из 5 уровней социальной опасности девиантных проявлений. Сначала девиантность проявляется на уровне относительно легких нарушений нравственности – в виде нецензурной брани или нецензурной брани вместе с табакокурением (уровень 1). Эти вредные привычки вызывают определённую нравственную деформацию личности, в результате которой к брани и курению далее может присоединиться и половая распущенность. Хотя, следует подчеркнуть, что у некоторых учащихся (преимущественно, живущих в семьях, а не в общежитии) «сексуальная вольность» обнаружилась и как самостоятельная форма девиантности – в отсутствие брани и курения (уровень 2). Далее становится возможной ещё более глубокая нравственная деформация, когда к брани, курению и половой распущенности присоединяются наркотропизм (уровень 3) или алкоголизм (уровень 4). Самая тяжёлая нравственная деформация происходит, когда молодой человек потребляет и наркотики. Эта крайняя форма девиантности проявляется только в комплексе с другими вредными привычками – сквернословием, курением и половой безнравственностью (уровень 5).
Представленные данные, подтверждают взаимосвязь вредных привычек и ключевую роль сексуальной компоненты в качестве проводника общей нравственной деформации. Для иллюстрации рассмотрим её связь со сквернословием.
Сквернословие, как и любое публичное проявление сексуальности, растормаживает, отвергает социальный контроль и стимулирует эмоциональное возбуждение, апеллируя к сексуальным символам. Однако в сквернословии демонстрируется отнюдь не привлекательность этих символов, а крайне негативное к ним отношение. Совершенно очевидно, адаптивный смысл этого явления противоположен смыслу публичной сексуальности, хотя и приводит в итоге к аналогичному результату. Он заключается в компенсаторных механизмах торможения половой активности. Хотя всем своим содержанием «мат» непосредственно связан с активностью половой супердоминанты, – матерщинник, соединяя сексуальные чувства с оскорбительными, унизительными для человеческого достоинства представлениями, как бы дискредитирует и нейтрализует эту доминанту, как в собственных глазах, так и в глазах других людей. В результате происходит не только общее ослабление половой чувствительности и полового возбуждения как защитная реакция на излишнюю половую активность собственного организма, возникающую под действием нежелательных внешних раздражителей, но и огрубление человека вообще, ведущее к снижению его «человекочувствительности», вменяемости, способности к эмпатии и альтруизму.
Не исключено, что аналогичный механизм лежит и в основе табакокурения, наркопотребления и алкоголизма. Ведь их общая цель – бесчувственность к неприятным и психологически вредным впечатлениям реальности. Но плата за бесчувственность – огрубление и одичание личности, сопровождающееся ослаблением социализации и усилением эгоизма.
ВЫВОДЫ
Полученные данные, хотя и нуждаются в дополнительной проверке, отчетливо показывают справедливость выдвинутой гипотезы о ключевом значении сексуального мотива в структуре девиантных предпочтений и высокой зависимости нравственного состояния личности от нравственного состояния общественных коммуникаций. В частности, подтверждается связь высокого уровня девиантности исследованных учащихся с актуализацией их полового интереса на фоне откровенной публичной пропаганды секса и чрезмерной сексуализации современной социальной среды.
Особо важным направлением профилактики социально опасного поведения следует признать половое оздоровление социальной среды: исключение из неё любых проявлений сексуального бесстыдства и осуждение пропаганды публичного секса.
Можно полагать, что не регулируемая нравственным мотивом индивидуальная сексуальность, порождённая бесстыдной публичной сексуальностью, как ни парадоксально, не только не усиливает половой потенциал индивидуума, поскольку истощает его силы, но и прямо противоположна сути родового воспроизводства, поскольку направлена против института семьи, против устойчивой семейной привязанности между мужчиной и женщиной. Утверждая спонтанный секс как стремление к сексуальному удовлетворению любым путём, бесстыдная публичная сексуальность подавляет и оскверняет любовь как социально культурное явление, гуманизирующее человека и общество. Побуждая к ничтожным – случайным и непрочным внебрачным связям, построенным на пренебрежении к требованиям совести, сексуальная безнравственность человека неизбежно ухудшает качество его семейной жизни, поскольку резко снижает её моральный уровень, как и среду, в которой зачинается, рождается и растёт ребёнок.
Хотелось бы надеяться, что представленные здесь выводы не будут поняты как антипропаганда или призыв к антипропаганде секса вообще. Это было бы столь же нелепо, как убеждать кого-то не следовать природным инстинктам – не спать, не есть или не ходить в туалет. Речь идёт лишь о недопустимости публичных демонстраций секса, т. е. порнографии, порношоу и порно литературы, а также пропаганды телесных сексуальных удовольствий в СМИ. Цель статьи довольно проста: показать, что секс всегда был и должен оставаться интимной стороной жизни, не терпящей публичности. Этого требуют нормы морали, которые были выработаны в европейской цивилизации.
Крайние формы нарушения норм морали, такие как порнография и порношоу, крайние проявления полового бесстыдства (сексуальные манипуляции и совокупление в людных местах, особенно в присутствии детей) должны быть под запретом.
Суть проведённого мною исследования заключается в том, чтобы показать, что целесообразность этих запретов вытекают не только из норм морали. Такие ограничения диктуются и выводами научных исследований.
Благими пожеланиями, призывами, молитвами и заклинаниями сознание индивидов усовершенствовать крайне сложно. Для этого необходима нравственно здоровая социальная среда, способная обеспечить нравственное воспитание. Понятно, что без политических и правовых мер добиться этого невозможно. Но чтобы эти меры были грамотными и эффективными нужны объективные критерии, которые должна выработать наука о человеке. Лишь научный анализ объективных психологических и социологических данных позволяет давать конкретные политологические и морально-правовые рекомендации по нравственному оздоровлению социальной среды и созданию необходимых условий для воспитания нравственного человека. Возрождение культурно-нравственных норм и укрепление нормативного воспитания неотделимо от введения правовых запретов на проявления публичной сексуальности (порнографии, порнолитературы, порношоу в СМИ и индивидуального бесстыдства). На сегодня это главный нравственно уродующий фактор, тотально оглупляющий население, особенно подростков и молодёжь, способствующий разрушению их сознания, его подверженности манипуляциям и криминализации.
Вред и опасность публичной сексуальности, как на индивидуальном, так и общественном уровне, настолько очевидны, что кажутся невероятными и необъяснимыми те рычаги, которые с маниакальной настойчивостью поднимают её на вершину общественного потребления. Тем не менее, у эскалации безнравственности есть вполне осязаемые политические и экономические мотивы. Когда государство не способно (или не желает) выработать осмысленную программу социального развития и не в состоянии предложить своим гражданам ценностей достойного сосуществования – для такого государства остаётся лишь один способ выживания: жертвовать общественным здоровьем и человеком-гражданином, превращая его в тупое существо, подвластное сексуальному, как и любому другому эмоциональному манипулированию.
ВОЗРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ!